В ноябре 2023 года педагоги МБОУ Марьевская СОШ поделились опытом работы по формированию функциональной грамотности учащихся в рамках семинара-практикума. Были представлены приемы и методы работы по развитию читательской, математической, естественнонаучной грамотности учащихся. Отдельное внимание было уделено вопросу развития финансовой грамотности, так как школа является участников республиканского проекта по апробации программы финансовой грамотности. В ходе интерактивных и творческих мастер-классов учителя освоили методику составления заданий по функциональной грамотности и алгоритм их оценивания.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление - способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, нового знания, эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Банк заданий:
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы) https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki- yestestvennonauchnoy-gramotnosti;
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности для обучающихся и учителей https://fg.resh.edu.ru/
В целях информационного обеспечения реализации проекта по повышению функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Республики Крым ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» еженедельно по пятницам с 11.00 до 13.00 (мск) проводит Всероссийские семинары «Формирование и оценка функциональной грамотности».
Доступ к материалам состоявшихся семинаров можно получить на сайте «Единое содержание общего образования» www.edsoo.ru в разделе «Функциональная грамотность», а также на сайте ЦОМКО в разделе «Функциональная грамотность» по ссылке https://edsoo.ru/Vserossijskij metodicheskij seminar Formirovanie i ocenka fun kcionalnoj gramotnosti .htm.