В октябре 2024 года ЗУВР и педагоги МБОУ Марьевская СОШ провели семинар-практикум, на котором поделились опытом работы по формированию функциональной грамотности учащихся. Были представлены приемы и методы работы по развитию читательской, математической, естественнонаучной грамотности учащихся. Отдельное внимание было уделено вопросу развития финансовой грамотности, так как школа является участников республиканского проекта по апробации программы финансовой грамотности. В ходе интерактивных и творческих мастер-классов учителя освоили методику составления заданий по функциональной грамотности и алгоритм их оценивания.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В настоящее время функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих обучению человека на протяжении всей жизни. Следовательно, умение обучаться в процессе деятельности обеспечивает успешную адаптацию человека, как в экономической сфере (успех на рабочем месте), так и в социальной (признание профессиональных качеств). ,
Наша цель заключается в обеспечении развития у учащихся способностей к использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития ключевых и предметных компетенций.
Наша задача - заложить основу формирования функционально грамотной личности – человека, ориентирующегося в мире и действующего в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
При формировании функциональной грамотности важно помнить, что концепция функциональной грамотности основывается на международных оценочных исследованиях – «Международная программа оценки учебных достижений 15- летних учащихся (PISA)», которая оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях, и TIMSS (оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов). Данные исследования дают ценную информацию об образовательных результатах в начальной школе, которая закладывает потенциал для развития достижений обучающихся на следующих ступенях обучения.
Банк заданий:
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности для обучающихся и учителей https://fg.resh.edu.ru/
На сайте «Единое содержание общего образования» www.edsoo.ru в разделе «Функциональная грамотность», а также на сайте ЦОМКО в разделе «Функциональная грамотность» по ссылке https://edsoo.ru/Vserossijskij metodicheskij seminar Formirovanie i ocenka fun kcionalnoj gramotnosti .htm.