Источник: https://school-marjevka.nubex.ru/9726/

Функциональная грамотность — основа жизненной и профессиональной успешности выпускников!

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

— это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.

Составляющие функциональной грамотности

1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

 

Документы

Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).

Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:

Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

Банк заданий по функциональной грамотности

Медиатека сайта «Просвещение»

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте РЭШ

Материалы  для подготовки преподавателей к проведению занятий по финансовой грамотности

Проект Центрального банка РФ «Онлайн-уроки финансовой грамотности»

Учебно-методические материалы

Глобальные компетенции

Основные подходы к оценке глобальных компетенций учащихся основной школы

Диагностическая работа для учащихся 5 классов

Диагностическая работа для учащихся 7 классов

Читательская грамотность

Основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы

Диагностическая работа для учащихся 5 классов

Диагностическая работа для учащихся 7 классов

Математическая грамотность

Основные подходы к оценке математической грамотности учащихся основной школы

Диагностическая работа для учащихся 5 классов

Диагностическая работа для учащихся 7 классов

Естественнонаучная грамотность

Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности учащихся основной школы

Диагностическая работа для учащихся 5 классов

Диагностическая работа для учащихся 7 классов

Финансовая грамотность

Основные подходы к оценке финансовой грамотности учащихся основной школы

Диагностическая работа для учащихся 5 классов

Диагностическая работа для учащихся 7 классов

Креативное мышление

Основные подходы к оценке креативного мышления учащихся основной школы

Диагностическая работа для учащихся 5 классов

Диагностическая работа для учащихся 7 классов

Методические материалы

Методическое пособие для педагогов «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы»

Сборник задач по математике на развитие функциональной грамотности учащихся под ред. Канапьянова Г.И.

Сборник задач по математике (в рамках международного исследования PISA)

Учебно-методическое пособие «Развитие функциональной грамотности на уроках математики»

Диагностическая работа №1 для учащихся 7 классов(математическая грамотность) с критериями оценивания 

Диагностическая работа №2 для учащихся 7 классов(математическая грамотность) с критериями оценивания 

Презентация «Вопросы содержания и управления методической работой по формированию функциональной грамотности»

Ковалева Г.С. «Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности»

Задания по математике и географии

Материалы для учителя

5 класс

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Глобальные компетенции

Характеристики работы и система оценивания. Глобальные компетенции

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Читательская грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Читательская грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Математическая грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Математическая грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Естественнонаучная грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Естественнонаучная грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Финансовая грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Финансовая грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Креативное мышление

Характеристики работы и система оценивания. Креативное мышление

6 класс

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Глобальные компетенции

Характеристики работы и система оценивания. Глобальные компетенции

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Читательская грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Читательская грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Математическая грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Математическая грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Естественнонаучная грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Естественнонаучная грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Финансовая грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Финансовая грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Креативное мышление

Характеристики работы и система оценивания. Креативное мышление

7класс

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Глобальные компетенции

Характеристики работы и система оценивания. Глобальные компетенции

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Читательская грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Читательская грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Математическая грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Математическая грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Естественнонаучная грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Естественнонаучная грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Финансовая грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Финансовая грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Креативное мышление

Характеристики работы и система оценивания. Креативное мышление

8 класс

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Глобальные компетенции

Характеристики работы и система оценивания. Глобальные компетенции

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Читательская грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Читательская грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Математическая грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Математическая грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Естественнонаучная грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Естественнонаучная грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Финансовая грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Финансовая грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Креативное мышление

Характеристики работы и система оценивания. Креативное мышление

9 класс

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Глобальные компетенции

Характеристики работы и система оценивания. Глобальные компетенции

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Читательская грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Читательская грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Математическая грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Математическая грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Естественнонаучная грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Естественнонаучная грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Финансовая грамотность

Характеристики работы и система оценивания. Финансовая грамотность

Открытый банк заданий для формирования  функциональной грамотности. Креативное мышление

Характеристики работы и система оценивания. Креативное мышление

Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности):

https://fipi.ru/

Демонстрационные варианты: https://demo.mcko.ru/test/

Проведение недель функциональной грамотности в 2025/2026 учебном году:

Неделя читательской грамотности, креативного мышления и глобальных компетенций 

В период с 24  по 28 ноября 2025г. в МБОУ Марьевская СОШ была проведена Неделя читательской грамотности, креативного мышления и глобальных компетенций. Креативность  — умение человека отступать от стандартных идей, правил и шаблонов. К тому же креативность предполагает присутствие прогрессивного подхода, воображения и оригинальности. Технология развития креативного  мышления  позволяет создать на уроках атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем,  формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них,  позволяет развивать культуру диалога  в совместной  деятельности. 

Неделя математической, финансовой и  естественно-научной грамотности

В период с 01 по 05 декабря 2025г. в МБОУ Марьевская СОШ была проведена Неделя математической, финансовой и естественно-научной грамотности. В течении Недели обучающиеся 5 класса приняли активное участие в ДОЛ- игре "Финансовые ребусы", 6 класс в ДОЛ- игре "Личные финансы", 8 класс - в ДОЛ-игре "ФИНигра". Ребята приняли активное участие в разгадывании ребусов и  кроссвордов. Развивать функциональную грамотность можно и нужно на любом уроке. Главное, делать это целенаправленно, осознанно.Самые активные участники Недель были награждены грамотами.

МБОУ Марьевская СОШ

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.