Функциональная грамотность — основа жизненной и профессиональной успешности выпускников!
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
— это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Документы
Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Банк заданий по функциональной грамотности
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте РЭШ
Материалы для подготовки преподавателей к проведению занятий по финансовой грамотности
Проект Центрального банка РФ «Онлайн-уроки финансовой грамотности»
Глобальные компетенции
Основные подходы к оценке глобальных компетенций учащихся основной школы
Диагностическая работа для учащихся 5 классов
Диагностическая работа для учащихся 7 классов
Читательская грамотность
Основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы
Диагностическая работа для учащихся 5 классов
Диагностическая работа для учащихся 7 классов
Математическая грамотность
Основные подходы к оценке математической грамотности учащихся основной школы
Диагностическая работа для учащихся 5 классов
Диагностическая работа для учащихся 7 классов
Естественнонаучная грамотность
Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности учащихся основной школы
Диагностическая работа для учащихся 5 классов
Диагностическая работа для учащихся 7 классов
Финансовая грамотность
Основные подходы к оценке финансовой грамотности учащихся основной школы
Диагностическая работа для учащихся 5 классов
Диагностическая работа для учащихся 7 классов
Креативное мышление
Основные подходы к оценке креативного мышления учащихся основной школы
Диагностическая работа для учащихся 5 классов
Диагностическая работа для учащихся 7 классов
Методические материалы
Методическое пособие для педагогов «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы»
Сборник задач по математике (в рамках международного исследования PISA)
Учебно-методическое пособие «Развитие функциональной грамотности на уроках математики»
Диагностическая работа №1 для учащихся 7 классов(математическая грамотность) с критериями оценивания
Диагностическая работа №2 для учащихся 7 классов(математическая грамотность) с критериями оценивания
Ковалева Г.С. «Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности»
Задания по математике и географии
Материалы для учителя
5 класс
Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности. Глобальные компетенции
Характеристики работы и система оценивания. Глобальные компетенции
Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности. Читательская грамотность
Характеристики работы и система оценивания. Читательская грамотность
Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности. Математическая грамотность
Характеристики работы и система оценивания. Математическая грамотность
Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности. Естественнонаучная грамотность
Характеристики работы и система оценивания. Естественнонаучная грамотность
Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности. Финансовая грамотность
Характеристики работы и система оценивания. Финансовая грамотность
Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности. Креативное мышление
Характеристики работы и система оценивания. Креативное мышление
6 класс
Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности. Глобальные компетенции
Характеристики работы и система оценивания. Глобальные компетенции
Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности. Читательская грамотность
Характеристики работы и система оценивания. Читательская грамотность
Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности. Математическая грамотность
Характеристики работы и система оценивания. Математическая грамотность
Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности. Естественнонаучная грамотность
Характеристики работы и система оценивания. Естественнонаучная грамотность
Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности. Финансовая грамотность
Характеристики работы и система оценивания. Финансовая грамотность
Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности. Креативное мышление
Характеристики работы и система оценивания. Креативное мышление
7класс
Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности. Глобальные компетенции
Характеристики работы и система оценивания. Глобальные компетенции
Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности. Читательская грамотность
Характеристики работы и система оценивания. Читательская грамотность
Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности. Математическая грамотность
Характеристики работы и система оценивания. Математическая грамотность
Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности. Естественнонаучная грамотность
Характеристики работы и система оценивания. Естественнонаучная грамотность
Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности. Финансовая грамотность
Характеристики работы и система оценивания. Финансовая грамотность
Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности. Креативное мышление
Характеристики работы и система оценивания. Креативное мышление
8 класс
Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности. Глобальные компетенции
Характеристики работы и система оценивания. Глобальные компетенции
Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности. Читательская грамотность
Характеристики работы и система оценивания. Читательская грамотность
Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности. Математическая грамотность
Характеристики работы и система оценивания. Математическая грамотность
Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности. Естественнонаучная грамотность
Характеристики работы и система оценивания. Естественнонаучная грамотность
Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности. Финансовая грамотность
Характеристики работы и система оценивания. Финансовая грамотность
Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности. Креативное мышление
Характеристики работы и система оценивания. Креативное мышление
9 класс
Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности. Глобальные компетенции
Характеристики работы и система оценивания. Глобальные компетенции
Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности. Читательская грамотность
Характеристики работы и система оценивания. Читательская грамотность
Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности. Математическая грамотность
Характеристики работы и система оценивания. Математическая грамотность
Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности. Естественнонаучная грамотность
Характеристики работы и система оценивания. Естественнонаучная грамотность
Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности. Финансовая грамотность
Характеристики работы и система оценивания. Финансовая грамотность
Открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности. Креативное мышление
Характеристики работы и система оценивания. Креативное мышление
Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности):
Демонстрационные варианты: https://demo.mcko.ru/test/
Проведение недель функциональной грамотности в 2025/2026 учебном году:
Неделя читательской грамотности, креативного мышления и глобальных компетенций
В период с 24 по 28 ноября 2025г. в МБОУ Марьевская СОШ была проведена Неделя читательской грамотности, креативного мышления и глобальных компетенций. Креативность — умение человека отступать от стандартных идей, правил и шаблонов. К тому же креативность предполагает присутствие прогрессивного подхода, воображения и оригинальности. Технология развития креативного мышления позволяет создать на уроках атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.
Неделя математической, финансовой и естественно-научной грамотности
В период с 01 по 05 декабря 2025г. в МБОУ Марьевская СОШ была проведена Неделя математической, финансовой и естественно-научной грамотности. В течении Недели обучающиеся 5 класса приняли активное участие в ДОЛ- игре "Финансовые ребусы", 6 класс в ДОЛ- игре "Личные финансы", 8 класс - в ДОЛ-игре "ФИНигра". Ребята приняли активное участие в разгадывании ребусов и кроссвордов. Развивать функциональную грамотность можно и нужно на любом уроке. Главное, делать это целенаправленно, осознанно.Самые активные участники Недель были награждены грамотами.