Уважаемые обучающиеся, руководители проектных работ, заинтересованные родители, данная информация поможет вам выполнить интересную, но не всегда простую работу: подготовить и защитить итоговый проект в девятом классе.
ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТ?
Индивидуальный итоговый проект – учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью демонстрации своих достижений в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способности проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Проект — это «пять П»:
Проблема – План – Поиск информации – Продукт –Презентация.
Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакома и значима для ученика, её решение должно быть важно для учащегося.
ТИПЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОДУКТОВ
Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. Данные проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов.
Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внеурочной работой.
Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для школьного музея, подготовить сборник материалов для решения экзаменационных вопросов и т.д.). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала продукт деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.)
Творческий проект в наибольшей степени учитывает индивидуальные интересы и способности его исполнителей. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.).
Важное правило: результатом работы над проектом должен быть конкретный продукт!
Выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных ниже форм:
а)письменная работа (эссе, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, учебное пособие);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, статьи, газеты, альбома, буклета, брошюры, книги, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, сценария, компьютерной анимации, оформления кабинета, серии иллюстраций и др.;
е) экскурсия, путеводитель, игра, праздник, анализ данных социального опроса, пакет рекомендаций и др.
ПОЧЕМУ ОБУЧАЮЩИЕСЯ 9 КЛАССА ДОЛЖНЫ ПИСАТЬ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ?
ФГОС ООО предполагает обязательное ведение проектной и исследовательской деятельности в основной школе. В главных нормативных документах (Образовательная программа основного общего образования и Положение о системе оценивания планируемых результатов) определены особенности оценка за выполнение итоговых контрольных работ по всем учебным предметам; оценка за выполнение итоговой комплексной работы на межпредметной основе; оценка за выполнение и защиту индивидуального проекта; оценки за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (ОГЭ). Именно поэтому каждый выпускник 9 класса обязан написать и защитить итоговый проект.
ГДЕ ВЫПУСКНИКУ 9-ГО КЛАССА НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ ПРОЕКТНУЮ РАБОТУ?
В ГБОУ школе №469 формирование навыков проектной деятельности ведется с 5-го класса через внеурочные занятия. Обучающиеся ежегодно на протяжении пяти лет осуществляют многократный выбор направления и тем проектов, позволяющий определиться с наиболее интересным для него профилем для обучения на уровне среднего общего образования. Данные занятия предполагают обязательное ведение проектной деятельности. В течение 5 лет школьники учатся писать проектные работы, тем самым осуществляют подготовку к итоговому проекту.
КАКИЕ СРОКИ ПОДГОТОВКИ И НАПИСАНИЯ ПРОЕКТА ОПРЕДЕЛЕНЫ ШКОЛОЙ?
Выбор темы и руководителя ИИП, определение направления (естественнонаучное, гуманитарное, информационно-математическое) – сентябрь.
Посещение занятий внеурочной деятельности «Проектная деятельность» (консультации) – 1 раз в две недели в течение учебного года.
Работа с руководителем проекта – октябрь, ноябрь, декабрь.
Экспертиза материалов проекта руководителем – январь, февраль.
Защита проекта на итоговой конференции обучающихся 9 классов – март, апрель.
КАК ПРОИСХОДИТ ЗАЩИТА ПРОЕКТНЫХ РАБОТ?
Защита проектных работ согласно определенным школой срокам проводится в форме итоговой конференции обучающихся 9 классов по направлениям.
Итоговая оценка обучающихся 9-х классов складывается из результатов внутренней и внешней оценки. К результатам внешней оценки относятся результаты ОГЭ. К результатам внутренней оценки относятся предметные результаты годовой промежуточной аттестации, проектной деятельности и комплексной работы.
Итоговая оценка по предмету фиксируется в аттестате об основном общем образовании.
Памятка индивидуальный итоговый проект в 2024-2025 учебном году.
Подготовительный этап (до 01.10.2024)
Обучающиеся сами выбирают руководителя проекта (куратора): учитель-предметник, классный руководитель, педагог-психолог, педагог-организатор, социальный педагог, библиотекарь, педагог дополнительного образования.
Основной этап (октябрь-декабрь 2024)
В состав материалов готового проекта включаются: текст проектной работы (не менее 10 стандартных страниц формата А4 без учета страниц приложения); выносимый на защиту продукт проектной деятельности; отзыв куратора ИИП.
Материалы проекта представляются в папке-скоросшивателе в печатной виде без использования перфорированного пакета для документов.
Структура работы: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения, презентация продукта.
2.1. Выбор типа работы (до 13 октября 2024)
Практико-ориентированный или социальный тип работы предполагает решение проблем общества: социально-экономических, экологических и других.
Исследовательский тип работы предполагает доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы.
Информационный тип работы предполагает сбор информации о каком-то объекте, явлении, мероприятии с целью анализа, обобщения информации и представления её широкой аудитории.
Творческий тип работы предполагает изготовление нового, конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом у покупателя.
2.2. Выбор продукта (до 13 октября 2024)
а) письменная работа (эссе, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, учебное пособие);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде стихотворного произведения, статьи, газеты, альбома, буклета, книги, инсценировки, исполнения музыкального произведения, сценария, и др.;
е) экскурсия, путеводитель, игра, праздник, пакет рекомендаций и др.
2.3. Титульный лист, содержание, введение (14 – 20 октября 2024)
Титульный лист оформляется по образцу.
В содержании последовательно приводят все заголовки разделов текста и указывают страницы, на которых эти разделы начинаются.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются общая цель ИИП, его конкретные задачи и их методы решения. Объем введения составляет 1-2 страницы.
2.4. Основная часть, заключение, список литературы, приложения (21 октября – 29 декабря 2024)
Основная часть должна содержать: информацию, собранную и обработанную обучающимся; характеристику методов решения проблемы; сравнение старых и предполагаемых методов решения; обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость). Содержание основной части должно точно соответствовать теме и полностью её раскрывать.
Заключение – это раздел работы, в котором подводятся ее итоги и кратко обсуждаются основные выводы, чтобы акцентировать на них внимание читателя.
Список использованных источников и литературы должен быть оформлен в алфавитном порядке с указанием выходных данных (фамилия автора, инициалы, название работы, место и время ее публикации) в следующей последовательности: печатные издания (книги, статьи, журналы и т.п.); адреса сайтов в Интернете; ссылки на интервью, если брали их у специалистов (с указанием должности, места работы и ученого звания специалиста); фильмы, музейные экспозиции и прочее, если они являются источниками информации по проекту. Каждое из наименований иметь сплошную нумерацию.
Приложения. В работе могут иметь место материалы прикладного характера, которые были использованы в процессе разработки темы: положения, инструкции, копии документов; схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки, которые нецелесообразно размещать в тексте, так как они носят прикладной или иллюстративный характер или превышают объем в 0,5 страницы; бланки опросов, тестов и систематизированный материал по ним. Все приложения нумеруются и должны иметь тематические заголовки. В тексте работы должна быть ссылка на каждое приложение.
2.5. Изготовление продукта и его презентация (январь 2025)
Если продуктом является письменная работа, то она оформляется в печатном виде на листа А4 с учетом тех же требований оформления, что предъявляются к проекту.
Если продуктом является художественная творческая работа, то обучающий оформляет его по своему усмотрению, но обязательно представляет продукт на бумажном носителе. Например, буклет может быть сложенным вдвое, втрое, быть цветным или черно-белым, быть выполненным в ручную или с помощью ПК и т.п. Другие примеры: исполнение музыкального произведения – партитура; инсценировка, оформление кабинета, компьютерная анимация – фотоотчет и т.п.
Если продуктом является материальный объект, макет, коллекция, костюм иное конструкторское изделие, то обучающийся его предъявляет в натуральном виде.
Если результатом проекта является программный продукт, то обучающийся предъявляет код программы на бумажном носителе.
Если результатом проекта является мультимедийный продукт, видеоролик, видеофильмы, веб-сайт, то обучающийся прикладывает с данным материалом к проекту DVD или CD диск, содержащий данный продукт.
Презентация продукта. Данный раздел выполняется после изготовления продукта. На одном листе формата А4 должен быть запечатлен конечный результат ИИП – фото автора проекта с итоговым результатом после его изготовления.
Заключительный этап (январь-февраль 2025).
Экспертиза материалов куратором проекта.
Обучающийся осуществляет структурирование и оформление собранного материала, готовит презентационный материал.
3.1. Подготовка к защите (январь 2025)
Создание при желании мультимедийной презентации в соотвествии с требованиями к оформлению, указанными в Положении.
Общие требования: на слайдах должны быть только тезисы, ключевые фразы и графическая информация (рисунки, графики и т.п.) – они сопровождают подробное изложение мыслей докладчика, но не наоборот; количество слайдов должно быть не более 12.
3.2. Защита (февраль-апрель 2025).
Защита проходит в три этапа: февраль, март, апрель.
Процедура защиты состоит из 5 минутного выступления обучающегося, в котором он раскрывает актуальность, цели, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии (до 3 минут).
В случае неготовности проекта к защите, получения обучающимися неудовлетворительных результатов, отсутствия обучающегося на защите проекта по уважительной причине приказом директора назначается дата повторной защиты ИИП. Повторная защита проводится до 10 мая текущего года.
Критерии оценивания ИИП.
Часть 1. До публичного выступления. (0-1-2)
« Постановка и обоснование цели и проблемы ИИП»
«Актуальность и значимость темы ИИП»
«Глубина раскрытия темы ИИП»
«Разнообразие информации, целесообразность использования источников информации»
«Привлечение знаний из других областей»
«Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе»
«Соответствие ИИП предъявляемым требованиям»
Часть 2. Оценивается в момент публичного выступления. (0-1-2)
«Сценарий защиты (логика изложения), грамотное построение доклада»
«Уровень подготовки»
Использование средств наглядности
«Соблюдение регламента выступления»
«Качество проектного продукта»
«Умение отвечать на вопросы, умение защищать свою точку зрения»